Механизм воздействия ПсАВ

Метод Психоакустического воздействия основан на сочетании вербального внушения и музыкального сопровождения с учетом параметров звукового сигнала, значимых для передачи семантической и эмоциональной информации.

В его основе лежит способность подсознания воспринимать вербальное и невербальное акустическое воздействие, активируя естественный саногенез. Специалист составляет текст, ориентированный на подсознательную рецепцию основной идеи, связанной с отказом от патопсихологических преимуществ заболевания.  Психотерапевтическое предложение формируется в рамках концепции Д.Л.Спивака о многослойном построении языка – Лингвистика измененных состояний сознания.

Голос специалиста сопровождается рецептивной музыкотерапией. Музыкальное произведение подбирается по мелодии, ладу, темпу, высоте, динамике и ритму, обеспечивая решение следующих задач:

  • улучшение рецептивной способности подсознания;
  • повышение концентрации внимания за счет феномена слуховой маскировки;
  • психоэмоциональное воздействие.

Жизненный опыт накапливается в том числе за счет эталонных образцов музыкальных звуков. Template с кратными периодами колебаний частотыпо фундаментальной частоте совпадают с этими гармоническими эталонами, что и объясняет индивидуальное восприятие композиции. В результате нелинейного преобразования аудиосигналов формируются субъективные гармоники, поэтому на одну и ту же музыку люди реагируют несколько по-разному. Речь специалиста позволяет сконцентрировать воздействие на психотерапевтической мишени, связанной с развитием того или иного психосоматического заболевания, а музыка повышает подсознательную восприимчивость реципиента.

Одновременное восприятие нескольких аудиосигналов (голос и музыкальный инструмент, посторонние шумы) искажает отдельные аудиостимулы по громкости и тембру; посторонние звуки в итоге не слышны. Это называется феноменом слуховой маскировки. Музыкальная композиция подавляет ориентировочный рефлекс, и пациент концентрируется на словах терапевта. Доступность подсознательных психотерапевтических мишеней повышается.

Пациент бодрствует, он сконцентрирован и расслаблен одновременно. Достигается так называемое состояние третьего или измененного сознания: стадия   1.3 по шкале гипноза Каткова.

Наиболее полно изучен механизм рецепивной музыкотерапии. Нами используются трофотропные композиции минорного и архаического лада, обладающие седативным эффектом. Психическое расслабление обеспечивается напевными мелодиями, обогащенными легато, консонансами и долгим звучанием конечных нот. За счет подбора музыкального сопровождения можно оказывать воздействие на физиологические реакции: урежается ЧСС и дыхание, снижается систолическое артериальное давление, угасает болевой синдром.

В результате достигается совокупный клинический эффект воздействия на первую и вторую сигнальные системы, стимулируя процесс отказа от патологического стремления к развитию заболевания.

Единство психотерапевтического текста, голоса и музыки, одновременно воздействующих на подсознательное звено патогенеза конкретного психосоматического заболевания

Совокупность психотерапевтического текста, голоса и музыкального сопровождения, ориентированная на активацию саногенеза при определенном психосоматозе, называется Х-кластер. Нами разработаны несколько Х-кластеров, нацеленных на потенцирование терапевтического эффекта при нескольких нозологических формах психосоматических заболеваний:

  • анорексия и булимия;
  • атопический дерматит;
  • артериальная гипертензия;
  • артериальная гипотензия;
  • бронхиальная астма;
  • ожирение;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • синдром гиперактивности на фоне ММД;
  • синдром хронической усталости;
  • хронический болевой синдром;
  • цистит;
  • язвенный колит;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

История метода

Античные истоки метода психоакустического воздействия.

Первым способом воздействия на подсознание считается гипноз. Упоминание о лечебном погружении в сон входит в описание методов храмовой медицины, практикуемых асклепиадами. Молитвы богу медицины Асклепию являлись первыми вербальными воздействиями, аналогичными современному психотерапевтическому предложению при недирективной суггестии.Тогда же появилась концепция психотерапевтического потенцирования фармакологических эффектов лекарственных средств. «Помоги! Иди и изгони то, что находится в моем сердце и моих членах! Заклинания благотворны в сопровождении лекарств, и лекарства благотворны в сопровождении заклинаний…» (медицинский папирус Эберса. Древний Египет,последняя четверть XVI века до н. э).

Музыкотерапия использовалась жрецами Имхотепа, Асклепия, Эскулапа Ею лечили бессонницу, радикулиты и депрессию. Авиценна (980-1037гг.)  в «Книге исцелений» упоминал о влиянии музыкальных ритмов на характеристики пульса, а целитель Аль Фараби считался лучшим аравийским музыкотерапевтом. В III в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр, где лечили музыкой лисфорию и депрессию.

Теоретические основы музыкотерапии были заложены в работах Пифагора, Платона и Аристотеля. Так Пифагор создал учении об эвритмии, ритме жизнедеятельности человека, на основе которой построено «музыкальное врачевание». В современной медицине учение продолжено Фитцпатрик в теоретической концепции ухода «Жизнь с точки зрения ритма». Платон рассматривал музыку как средство гармонизации души, он же рекомендовал сочетать прием лекарств с пением. Психотерапевтический механизм воздействия музыки базируется на аристотелевском понятии катарсиса. Аристотель классифицирует музыкальные лады с точки зрения их воздействия на психику. В древнем Риме работы, связанные с музыкотерапией различных заболеваний, включая отравление укусом тарантула, принадлежали Галену.

Великий китайский канон медицины «Нэй Цзин» включает систему специфических звукосочетаний, применяемых  в терапии соматических заболеваний посредством лечебного интонирования слогов. Использовалась и рецептивная музыкотерапия, причем определенные тоны воздействовали на меридианы, по которым распространялась жизненная энергия

Примеры суггестивного воздействия времен Средневековья.

В христианской традиции к самопроизвольным исцелениям или обеспечению длительной ремиссии приводили молитвы, воспринимаемые пациентом в состоянии религиозного экстаза, то есть измененного состояния сознания.

Впервые термин «магнетизм» предложен Парацельсом (1493–1541), при этом воля врача способна влиять на духовную сущность пациента. Далее эти идеи развивал Баптиста ванГельмонт (1580–1644) – «теория эфирного духа».

В средние века музыку при лечении больных использовали мало, базируясь на теории аффектов. «Меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустную гармонию. Сангвиники, благодаря легкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса» (АтаназиусКирхер). Инструментальная музыка позволяла гармонизировать мелодии сфер (musicamundana)  и физиологические процессы в организме(musicahumana). Впериод  Ренессанса музыкальные мелодии применялись при лечении отдельных психических болезней.

 

Теория внушения в XVIIIXIX веках.

Взгляды Гельмонтапослужили венскому врачу Францу АнтонуМесмеру (1734–1815)основой учения о гипнозе. Он полагал, что гипнотизер накапливает в себе магнетические флюиды, воздействуя ими на психику пациента. Во времямесмеровских магнетических сеансов играла музыка, произносился текст, впоследствии связываемый аббатом Фариа с обязательным гипнотическим внушением.Первая демонстрация гипноза проведена Месмером28 июля 1774 года в Париже.Сам термин «гипноз» был предложен английским хирургом Джеймсом Брейдом (1795–1860). Пациенты погружаются в сон, причем эффективность воздействия зависела от степени гипнабельности индивидуума.

Основателем Нансийской (психологической) школы гипноза был Амвросий Август Льебо (1823–1904). Он использовал понятие «внушенного сна», изучая влияние человеческого разума на тело, то есть подсознательного регулирования психофизиологических реакций и психосоматических симптомов. В дальнейшем это направление возглавил профессор Нанского университета Ипполит Бернгейм (1840–1919)

Оппонентами психологической школы стали последователи физиологической концепции гипноза: Жан Шарко (1825–1893, Сальпатриель).В те времена не видели разницы между гипнозом и суггестией (внушением), хотя эти явления значительно отличаются друг от друга. Знаменитый французский психиатрЭскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических лечебницах.

Практиковал внушение и Зигмунд Фрейд, автор концепции о Бессознательном, но в дальнейшем рекомендовал воздействие на Подсознание методом психоанализа.На теории психоанализа базируется концепция музыкотерапии, распространенная в США – музыкальная фармакология. Постепенно переходя от простых к усложненным музыкальным формам, пациент обеспечивает эффективность лечения хронических психических и соматических заболеваний. Применяется термин «лечебные музыкальные каталоги», в которые включены музыкальные произведения и их психосоматические эффекты.

Отечественные суггестивные традиции

Использовал внушение в терапии душевных болезней В. М. Бехтерев (1857–1927), в молодости стажировавшийся в Сальпатриеле, как в свое время и З.Фрейд. В 1903 году им была издана книга «Внушение и его роль в общественной жизни», разграничившая понятия убеждения, внушения и гипноза, им же доказана эффективность влияния на Бессознательное пациента невербальных внушений, к которым относится и музыка.

В.М. Бехтерев был пионером применения музыки в лечебных целях, включая ее в терапию неврозов. «Коль скоро мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить лишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить усталость и придать членам физическую бодрость», – писал В.М. Бехтерев. также эффекты музыкотерапии изучал профессор Саккети (1913 год). Иван Тарханов установил связь между мажорными мелодиями и управляемой брадикардией.

Первую русскую школу гипноза основал М.П. Кутанин(1883 — 1976) — русский психиатр, гипнолог, основатель Саратовской психиатрической школы.

Развитие методик воздействия на подсознание в ХХ веке.

Академик И.П Павлов рассматривал гипноз с позиций собственной фундаментальной теории о высшей нервной деятельности, воспринимая его как сон с сохранным сторожевым пунктом или очагом бодрствования. Обязательным условием для гипноза Павлов считал наличие раппорта, то есть избирательного контакта психотерапевта и пациента. Через сторожевой пункт осуществляется внушение в то время как большая часть коры головного мозга заторможена, что соответствует состоянию гипнотического сна. Гипноз изучался и использовался в практике отечественного здравоохранения в рамках павловской теории высшей нервной деятельности, тогда как позиции Нансийской школы были временно забыты.

В ХХ веке музыка применялась в сочетании с движениями: лечебная ритмика В.А. Гиляровского (1936 г), логопедическая ритмика Ю.А.Флоренской и Н.С. Самойленко (1937). немецкие специалисты применяли музыку в терапии язвенной болезни желудка, австрийские – для обезболивания физиологических родов, швейцарские включали музыку в комплексное лечение туберкулеза.

К середине прошлого столетия музыкотерапия имела два направления: американское и шведское.  В 1948 году основаны Шведская музыкотерапевическая школа и Американская психоаналитическая концепция музыкотерапии.

Американская традиция основывается на теории психоанализа З.Фрейда, а шведская – на положениях учения К.Г.Юнга и понятии психорезонанса. Подсознание приводится в резонанс с гармоническими формами музык, изменяя поведение и психосоматические реакции, приводит к катарсису и разрешению трудных психологических проблем. Ее представители трактуют применение музыки как вспомогательную методику психотерапии: отмечали ее седативный и стимулирующий эффекты, составили «музыкальную фармакопею», то есть каталог применения различных музыкальных произведений в зависимости от клинического эффекта (Trankle (1958), Benedict (1958), Blanke (1961), Sutermeister (1964), Schwabe (1965)).

Шведская традиция допускает изолированное применение музыки без текста психотерапевтического предложения. Понтвик предложил концепцию психорезонанса: музыкальное произведение позволяет обращаться к глубоким пластам подсознания, вступая с ними в резонанс и высвобождая подсознательное для анализа специалистом. Пациент достигает катарсиса, испытывая яркие эмоции, что влечет освобождеие от подсознательных блоков, одним из последствий которых являются психосоматозы.  [3]. A. Pontvik выдвинул концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания

В 1969 году в Лейпциге основана секция музыкотерапевтов, положившая начало немецкой школе. При этом музыкальное воздействие сочетают с терапией сном. В этот период создаются центры музыкотерапии в Вене, Копенгагене, Лондоне, Роттердаме, Париже. Чешские психиатры Э. Майтейоваи  С.Машура применяют музыку при лечении логоневрозов.

В 1970-е годы ХХ века в США был разработан метод недирективного внушения, названный эриксоновским гипнозом в честь создателя – Милтона Эриксона (1901-1980). Внушение осуществлялось в отношении человека, находящегося в состоянии бодрствования и осознающего все сказанное психотерапевтом. Используются смысловые метафоры, слова-символы, притчи, позволяющие внедрить в подсознание определенную идею, направленную на излечение. При этом внимание пациента концентрируется на собственных ощущениях и переживаниях, что и активирует взаимодействие между Подсознанием и сомой, впоследствии названное Х-диалогом. Метод обращается к бессознательному накопленному опыту индивидуума, содержащему резервы для позитивных изменений.

Бинауральная технология синхронизации церебральных полушарий (Hemisynk) применяет акустические раздражители частотой менее 1000 Гц, способные поступать одновременно в оба уха. В результате купируется болевой синдром, достигается состояние измененного сознания, стимулируется творческая активность, снижается выраженность депрессии и тревоги. Соматические эффекты такие как миорелаксация, угасание боли отмечались Альфредом Томасом при использваниичастот от 750 до 3000 Гц

Изучением состояния измененного сознания в шестидесятые годы занимались японские психиатры Касамацу и Хираи, исследовавшие электроэнцефалограммы буддийских монахов в состоянии медитации. В результате альфа-ритм,сопутствующий расслаблению, сменялся тета-активностью правого полушария головного мозга: пачки тета-ритмов регистрируются при явлении инсайда, эвристической практике, активизации саногенеза и резервных возможностей организма.

Музыкальная терапия влияет на электрическую активность головного мозга, например, обеспечивая переход от альфа-ритма к бета, дельта и тета-волнам, урежая альфа-ритм с углублением амплитуды (Н.Н. Захарова и В.М. Авдеев, И.М. Гринева).  Резонансная музыкотерапия по методу P.Hubner имеет влияние на физиологические реакции организма, активно применяясь в акушерстве

Спустя двадцать лет измененное состояние сознания изучал отечественный нейрофизиолог Д.Л.Спивак, предложивший теорию лингвистики измененных состояний. Им изучалась человеческая речь в экстремальных условиях и измененных состояниях сознания. Предложенаконцепция многослойного построения языка, на основе которой строится психотерапевтический текст. Именно Спиваком активно разрабатывалось направление суггестивного воздействия в родах.

 

Публикации

  1. Абрамова Г. И. «К вопросу о гипнопсихотерапевтическом воздействии при хронической интоксикации в период воздержания»- «Вопросы психотерапии в общей медицине и психоневрологии» (Тезисы и авторефераты конференции 23-27 XII 1968) Харьков 1968., 236-238.
  2. Аврамов С. П. «О психотерапевтическом опосредование и потенцировании иглоукалывания» — «Психотерапия в курортологии» Киев 1966, 254-256.
  3. Алдошина И.И. Основы психоакустики, часть 1. / И.И. Алдошина// Звукорежиссер. – №6. – 1999.- С. 4-12;
  4. Алдошина И.И. Основы психоакустики, часть 2./ И.И Алдошина// Звукорежиссер. – №7. – 1999. – С. 11-22
  5. Бараш Я. И. «Из практического применения психотерапии в условиях курортной поликлиники и санатория» — «Психотерапия в курортологии» Киев 1966, 269-272.
  6. Беленький И. Б. «Внушение как метод лечения больных ночным недержанием мочи» — «Военно-медицинский журнал» 1952 №5, 43-47.
  7. Болтаева, С. В. Ритмическая организация суггестивного текста : автореферат дис. … канд. филолог. наук: 10.02.01 / УГУ им А.М. горького . – Екатеринбург, 2003. – 16 с.
  8. Великанова Л.П. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы (часть 1) / Л. П. Великанова, Ю. С. Шевченко// Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. – С.79-94
  9. Вишневская Е.Е. Применение суггестивных методов, в том числе гипнотерапии, в акушерской практике/ Е.Е. Вишневская// Журнал акушерства и женских болезней. – Т.66 – №5. – 2017. – С. 7-10
  10. Виноградова Т.С. Некоторые психофизиологические аспекты невербального внушения/ Т.С. Виноградова, И.В. Проничев // Вестник Удмуртского университета. – вып.2. – 2008. – С.95-108.

 

  1. Гиллиген С. Терапевтические трансы. Руководство по эриксоновской гипнотерапии / Пер. с англ. – М.: НФ Класс, 1997. – 364с.
  2. Гипноз как средство управления болью во время родов// Электронный доступ: https://www.cochrane.org/ru/CD009356/gipnoz-kak-sredstvo-upravleniya-bolyu-vo-vremya-rodov(дата обращения 27.08.2019).
  3. Гончаренко, Н. В. Суггестивные характеристики медицинского дискурса/ автореферат дис. … канд.психол. наук : 10.02.19 / Волгоградский государственный педагогический университет. – Волгоград, 2007. – 21 с.
  4. Гордон Д.И., Майерс-Андерсон М. Феникс. Терапевтические паттерны Милтона Эриксона / Пер. с англ. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.
  5. Гриндер Дж. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона /Пер. с англ. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 414 с.
  6. Деккер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию / Г. Г. Деккер-Фойгт. – С.Пб.: Питер, 2003. – 208 с.: ил
  7. Есаулов В.И. Применение абдоминального варианта гипноза в комплексном лечении синдрома раздраженного кишечника/ В.А. .Есаулов // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – №1(92). – 2016. – С.92-94
  8. Кожевников Д.Д. «Внушение» и «гипноз» в современных психологических теориях. / Д.Д. Кожевников, В.Е. Степанова// Знание. Понимание. Умение. – №4 – 2013 – С. 290-295
  9. Кондрашенко В.Т. и др. Общая психотерапия. – Мн., 2003. – 464 с.
  10. Куренков С. В. Гипнотерапия с паллиативными пациентами/ С.В. Куренков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/gipnoterapiya-s-palliativnymi-patsientami. дата обращения 23.08.2019
  11. Мищанчук В. Н. Использование музыкотерапии как метода суггестивных технологий в подготовке будущих учителей музыки/ В. Н.Мищанчук // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2013. – Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-muzykoterapii-kak-metoda-suggestivnyh-tehnologiy-v-podgotovke-buduschih-uchiteley-muzyki, (дата обращения:25.08.2018)
  12. Новикова, И. А.Психофизиологические аспекты формирования психосоматических заболеваний: автореферат дис. … доктора мед. наук: 19.00.02 / Северныйгос.мед. ун-т. – Архангельск, 2005. – 50 с.
  13. Оленская Т.Л. История и современные тенденции музыкотерапии / Т.Л. Оленская, А.А. Марченко, Л.Л. Шебеко, А.В. Врагов, Е.А. Марченко // Электронная библ. Киберленинка., Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennye-tendentsii-muzykoterapii (дата обращения 9.09.2019).
  14. Самсонова, Г. О. Эффективность методов музыкальной терапии в программах восстановительной коррекции практически здоровых студентов с выявленными психофизиологическими отклонениями: автореферат дис. … доктора биол. наук: 05.13.01 / ГОУ ВПО «Тульский государственный университет. – Тула, 2011. – 32 с
  15. Самсонова, Г. О. Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки/ : автореферат дис. … канд. биол. наук : 05.13.01 / / ГОУ ВПО «Тульский государственный университет. – Тула, 1997. – 46 с.
  16. Спивак Л. И., Спивак Д. Л., Вистранд К. Психические феномены у здоровых женщин при физиологических родах// Электронный доступ: https://www.sites.google.com/site/issspivak/Home/materials/spivakwistrand-1994 (дата обращения 22.08.2018)
  17. Спивак Д. Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: Наука, 1986. — 92 с.
  18. Толчинская, Е.А. Динамика психического состояния беременных женщин в процессе музыкотерапии: автореферат дис. … канд. психолог. наук : 19.00.04 / СПбГУ. – СПб, 2010. – 21 с.
  19. Тукаев, Р. Д. Феноменология и биология гипноза: автореферат дис. … доктора мед наук : 14.00.18 / СПбНИИПНИ им В.М.Бехтерева . – СПб, 1997. – 46 с.
  20. Храмцов В.В. Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 10(28). Электронный доступ: https://7universum. com/ru/psy/archive/item/3 721 (дата обращения: 24.08.2019)
  21. Черепанова, И.Ю. Вербальная суггестия: теория, методика, социально-лингвистический эксперимент: автореферат дис. … доктора филологических наук : 10.02.19 / Пермский гос. ун-т им. А. М. Горького. – Москва, 1996. – 50 с.
  22. Шушарджан, Р. С. Рецептивная музыкотерапия в программе комплексного лечения больных гипертонической болезнью/ : автореферат дис. … канд. мед наук: 14.00.18 / ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И.Бурназяна» ФМБА России. – М.: 2013, – 16 с.
  23. Яцкевич К.В. Музыкальная терапия в онкологии/ К.В. Яцкевич // Электронный доступ: https://docplayer.ru/42071885-Muzykalnaya-terapiya-v-onkologii.html (дата обращения:25.08.2019).
  24. Can music interventions benefit cancer patients? // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/CD006911/GYNAECA_can-music-interventions-benefit-cancer-patients (датаобращения08.2019).
  25. Can music interventions replace sedatives for reduction of preoperative anxiety? // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/CD006908/ANAESTH_can-music-interventions-replace-sedatives-for-reduction-of-preoperative-anxiety (датаобращения08.2019).
  26. Complementary treatments such as hypnosis, psychotherapy, acupuncture, chiropractic and medicinal herbs for bedwetting in children// Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/CD005230/INCONT_complementary-treatments-such-as-hypnosis-psychotherapy-acupuncture-chiropractic-and-medicinal-herbs-for-bedwetting-in-children (датаобращения08.2019)
  27. Hypnosisforschizophrenia// Электронный доступ: https://www.cochrane.org/CD004160/SCHIZ_hypnosis-for-schizophrenia (дата обращения 31.08.2019)
  28. Hypnosisforinductionoflabour // Электронный доступ: https://www.cochrane.org/search/site/hypnosis?f%255B0%255D=bundle%253Areview (дата обращения 31.08.2019)
  29. Hypnosis for pain management during labour and childbirth // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/CD009356/PREG_hypnosis-pain-management-during-labour-and-childbirth (датаобращения08.2019)
  30. Hypnosis during pregnancy, childbirth, and the postnatal period for preventing postnatal depression // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/search/site/hypnosis?f%255B0%255D=bundle%253Areview (датаобращения08.2019)
  31. Hypnotherapy (treatment by hypnosis) for the treatment of irritable bowel syndrome // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/search/site/psychotherapy (датаобращения08.2019)
  32. Kubie, L. S., Margolin, S. (1944) The Process of Hypnotism and the Nature of the Hypnotic State // The American Journal of Psychiatry. Vol. 100. № 5. P. 611-622.
  33. Music to reduce stress and anxiety for people with coronary heart disease // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/CD006577/VASC_music-to-reduce-stress-and-anxiety-for-people-with-coronary-heart-disease (датаобращения08.2019)]
  34. Music interventions for mechanically ventilated patients // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/CD006902/EMERG_music-interventions-mechanically-ventilated-patients (датаобращения08.2019)]
  35. Musicforinsomniainadults // Электронный доступ: https://www.cochrane.org/CD010459/BEHAV_music-insomnia-adults (дата обращения 27.08.2019)]
  36. Musictherapyfordepression // Электронный доступ: https://www.cochrane.org/CD004517/DEPRESSN_music-therapy-depression (дата обращения 27.08.2019)
  37. Psychological and behavioural treatments for non-epileptic attack disorder // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/CD006370/EPILEPSY_psychological-and-behavioural-treatments-for-non-epileptic-attack-disorder (датаобращения08.2019)
  38. Psychological therapies for the management of chronic and recurrent pain in children and adolescents // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/CD003968/SYMPT_psychological-therapies-management-chronic-and-recurrent-pain-children-and-adolescents (датаобращения08.2019)
  39. Psychological and educational interventions for atopic eczema in children // Электронныйдоступ: https://www.cochrane.org/search/site/hypnosis?f%255B0%255D=bundle%253Areview (датаобращения08.2019)
  40. Spence D.- Language in psychotherapy. — In: Psycholinguistic research: implications and applications / Eds. D. Aaronson, R. Rieber. — Hillsdale :’ Lawrence Erlbaum Associates, 1979, P. 471 — 496.