Психоакустическое воздействие на саногенез при психосоматических состояниях

Статья опубликована в журнале colloquium-journal выпуск от 05.09.2019 часть 5 стр. 33.

Грыжук Э.П., психолог.

Аннотация.

В статье представлен анализ метода психоакустического воздействия на саногенез при психосоматических заболеваниях. Исследуются литературные данные по теоретическим положениям суггестивного вмешательства, включая лингвистику измененных состояний сознания и психоакустические основы музыкотерапии.

Ключевые слова: психосоматика, сугестивное вмешательство, музыкотерапия, психоакустическое воздействие, самогенез.

Annotation

The article present sananalysis of the method of psychoacoustic effect sonsanogenesis in psychosomatic diseases. We study the literature on the theoretical provisions of suggestive intervention: linguistics of altered states of consciousness and the psychoacoustic foundations of music therapy.

Keywords: psychosomatics, suggestive intervention, music therapy, psychoacoustic effects, sanogenesis.

Применение суггестивных технологий в терапии психосоматических состояний имеет богатую клиническую историю. Используется метод вербальных ассоциаций стимульных слов и психосоматических реакций организма. Недирективность суггестивного воздействия обуславливается развитием у пациента состояния измененного сознания, оперируя обращением к Бессознательному. Измененное состояние сознания встречается в духовной практике дзен-буддизма и православного христианства (исиахазм)[15].оно же формируется врамках применения эриксоновского гипноза. Психосоматические расстройства, рассматриваемые с позиций рефлексологической теории, трактуются как патологическая реакция на хронически воздействующий стрессовый фактор или выраженный острый стресс, истощающий адаптационные резервы личности.

По мнению А.Б. Смулевича, психосоматические расстройства характеризуются перекрыванием расстройств психической и соматической природы, при чем душевная боль является истиной причиной телесных заболеваний. Это могут быть так называемые соматоформные расстройства и соматогении [3, 4     ].

Опыт клинических исследований ряда авторов (Есаулов В.И., 2016; Виноградова, Проничев, 2016; Куренков, 2017; Вишневская Е.Е. 2017; Спивак Л. И., Спивак Д. Л., Вистранд К. 2018;) доказывает эффективность суггестивного воздействия на физиологические реакции организма: изменение ЧСС, зубцов Т и R на серии ЭКГ, данные ЭМГ мышц периоральной и периорбитальной областей, течение болевого синдрома, в том числе при физиологических родах, функциональные расстройства ЖКТ [6,8, 5,11. 13].

Метод психоакустического воздействия основан на феномене невербального воздействия на бессознательное реципиента с учетом параметров звукового сигнала, значимых для передачи семантической и эмоциональной информации [1]

Психотерапевтический текст формируется на основе теоретической концепции многослойного построения языка Д.Л. Спивака: лингвистика измененных состояний сознания. [14]Методика позволяет улучшить воздействие психотерапевтического текста с акцентом на «самые труднодоступные слои сознания [18] и сферу бессознательного. Исходная фраза записывается несколько раз равными по длине фразами, с использованием разноуровневых лексем, погружая пациента в состоянии измененного сознания ,а затем постепенно выводя из него [14]. При этом сам пациент бодрствует, сконцентрирован, и в то же время расслаблен: стадия 1.3 по шкале гипноза Каткова [9,10].

Музыкальный тон имеет сложную структуру и состоит из основного тона и гармонии. Теория места при восприятии высоты основана на способности базилярной мембраны функционировать в режиме спектрального анализатора. Бегущая волна, распространяющаяся по базиллярной мембране, причем максимум ее смещения зависит от высоты тона (вершина или овальное окно). Частота тона определяет локализацию активных нейронов, соответственно, распознавание частоты и высоты основывается на феноменетонотопического кодирования. При спектральном анализе временной структуры звуковой волны отмечаются точки синхронизации фазы колебания базилярной мембраны с разрядами нейронов слухового анализатора (фазовое запирание). а информация декодируется в зависимости от формы волны звукового сигнала. Несколько тонов (гармоник) воспринимаются в общее ощущение высоты тона, группируясь по определенным признакам. Музыкальные звуки запоминаются в виде эталонных образов- template, накапливаемых в течение жизни аналогично звукам родной речи. Компоненты с кратными периодами колебаний звуковой волны сравниваются с гармоничным шаблоном по фундаментальной частоте. Таким образом люди разного возраста и с разным жизненным опытом могут воспринимать дополнительные тона, к тому же чувствительность к высоким частотам снижается с каждым десятилетием на 1000 Гц. Слуховой аппарат человека производит нелинейное преобразование звука с появлением субъективных гармоник, отсутствующих в воспроизведении аудиоряда [1, 2].

Таким образом, при наложении музыкального сопровождения на терапевтический текст учитываются ритм, тональность, высота звука. Восприятие двух одновременно поступающих сигналов изменяется (изменяется тембр, громкость или один из сигналов более не слышен), это явление называется слуховой маскировкой[2].

Музыкальный текст подбирается на основе разрабатываемых диагностических кластеров. Учитываются основные средства музыкальной выразительности, включая ритм, высоту. темп, лад, мелодию и динамику.

Реализация и восприятие суггестивного влияния происходят на интуитивном, подсознательном, уровне, что позволяет избегнуть патологического контроля Сверх-Я, направленного на сохранение болезненной симптоматики.

Психокоррекция негативных душевных состояний проводится средствами музыкальной терапии (О. Фурса, Е. Отич, В Орлов) [12].

Психоакустическое воздействие по заявленному методу включает рецептивную форму музыкотерапии с целью достижения катарсиса и усилению эмоционального компонента воздействия (К. Яцкевич) [16]. Аудиоряд (музыкальный или вербальный) может быть эрготропным или трофотропным, согласно классификации Г. Деккер-Фойгт.  В первом случае аудиоряд характеризуется наличием интенсивного пунктирного ритма, мажорного лада, четного размера, стаккато, оттенка форте и диссонансов. Эрготропные звукосочетания тонизируют, стимулируют активность, целеустремленность, ощущение гордости, снижает порог чувствительности [7].

Трофотропный звук имеет минорный или архаический пентатонический лад, незначительную громкость, напевность гармоничной мелодии и наличие консонансов и легато [7].Стимулируются эффекты психорелаксации, успокоение, повышает восприимчивость. Паузы, формата, агогическое задержание темпа позволяют продлить звучание нот, апеллируя к бессознательному. Считается, что дополнительное физиологическое воздействие оказывает резонанс вибраций, исходящих от тех или иных внутренних органов и частоты звуковых колебаний, что приводит к гармонизации физиологических процессов [16]. Например, музыкальный стиль барокко усиливает впечатление равновесия и оказывает стабилизирующее, седативное воздействие [7].

Музыка позволяет сконцентрировать внимание пациента, выключая поисковый рефлекс «Что такое». Таким образом, психотерапевтические мишени подсознания становятся доступнее. К тому же выбор музыкального сопровождения также оказывает дополнительный психофизиологический эффект.

Таким образом, метод психоакустического воздействия на саногенез активирует первую и вторую сигнальные системы, стимулируя процесс отказа от патологического стремления к развитию заболевания.

 

Список использованной литературы:

  1. Алдошина И.И. Основы психоакустики, часть 1./ И.И.Алдошина// Звукорежиссер. – №6.- 1999.- С. 4-12;
  2. Алдошина И.И. Основы психоакустики, часть 2./И.И.Алдошина// Звукорежиссер. – №7.- 1999.- С. 11-22
  3. Беспалов Ю.И К вопросу о психосоматических заболеваниях/ Ю.И. Беспалов, Н.Н. Черченко, Л.Ю. Пономарева, М.А. Муминова, Л.А. Павленко// Вестник Казахского Национального медицинского университета – №2(2)- 2014. – С.74-76
  4. Великанова Л.П. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы (часть 1) / Л. П.Великанова, Ю. С. Шевченко// Социальная и клиническая психиатрия. – 2005.- С.79-94
  5. Вишневская Е.Е. Применение суггестивных методов, в том числе гипнотерапии, в акушерской практике/ Е.Е. Вишневская// Журнал акушерства и женских болезней. – Т.66 – №5. – 2017. – С. 7-10
  6. Виноградова Т.С. Некоторые психофизиологические аспекты невербального внушения/ Т.С. Виноградова, И.В. Проничев // Вестник Удмуртского университета. – вып.2. – 2008.- С.95-108.
  7. Деккер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию / Г. Г. Деккер-Фойгт. – С.Пб.: Питер, 2003. – 208 с.: ил
  8. Есаулов В.И. Применение абдоминального варианта гипноза в комплексном лечении синдрома раздраженного кишечника/ВА.И.Есаулов// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – №1(92). – 2016. – С.92-94
  9. Кожевников Д.Д. «Внушение» и «гипноз» в современных психологических теориях./ Д.Д. Кожевников, В.Е. Степанова// Знание. Понимание. Умение. – №4 – 2013 – С. 290-295
  10. Кондрашенко В.Т.и др. Общая психотерапия. – Мн., 2003. – 464 с.
  11. Куренков С. В. Гипнотерапия с паллиативными пациентами/ С.В. Куренков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017.- Эл. доступ https://cyberleninka.ru/article/n/gipnoterapiya-s-palliativnymi-patsientami. дата обращения 23.08.2019
  12. Мищанчук В. Н. Использование музыкотерапии как метода суггестивных технологий в подготовке будущих учителей музыки/ В. Н.Мищанчук // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2013. – Электронный журнал Эл.доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-muzykoterapii-kak-metoda-suggestivnyh-tehnologiy-v-podgotovke-buduschih-uchiteley-muzyki, (дата обращения:25.08.2018)
  13. Спивак Л. И., Спивак Д. Л., Вистранд К. Психические феномены у здоровых женщин при физиологических родах// Электрнный журнал. режим доступа: https://www.sites.google.com/site/issspivak/Home/materials/spivakwistrand-1994 (дата обращения 22.08.2018)
  14. Спивак Д. Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: Наука, 1986. — 92 с.
  15. Храмцов В.В. Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 10(28). URL: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/3 721 (датаобращения: 24.08.2019)
  16. Яцкевич К.В. Музыкальная терапия в онкологии/ К.В. Яцкевич// Эл.доступ: https://docplayer.ru/42071885-Muzykalnaya-terapiya-v-onkologii.html (дата обращения:25.08.2019).
  17. Kubie, L. S., Margolin, S. (1944) The Process of Hypnotism and the Nature of the Hypnotic State // The American Journal of Psychiatry. Vol. 100. № 5. P. 611-622
  18. Spence D.- Language in psychotherapy. — In: Psycholinguistic research: implications and applications / Eds. D. Aaronson, R. Rieber. — Hillsdale :’ Lawrence Erlbaum Associates, 1979, P. 471 — 496